27.12.2016

Интервью с основателями детского семейного центра «Живое пространство»

Всем нам хочется, чтобы наши дети росли в любви. Но что это значит «в любви»? Значит ли это, что нужно тискать их в объятиях с утра до вечера? Значит ли это, что нужно потакать всех их капризам и слабостям? А может, это значит, отдать ребенка в лучшее учебное заведение мира и надеяться, что кто-то сделает из него успешного и достойного человека? Или закупить тонну развивающих игр и программ и пытаться «осчастливить» своего малыша?

В этом небольшом интервью основатели детского центра «Живое пространство», Маргарита Авдеева и Яна Ерохина, отвечают на эти и другие вопросы.

К слову, каждая из них  сама – мама, у Яны и Маргариты по четверо деток, поэтому их подход к воспитанию – лучшее не только из современных методик, но и из собственного опыта.

clfsmly3zlc

Детский семейный центр «Живое пространство» — пространство заботы, любви, радости!

В чем именно заключается концепция гармоничного развития и воспитания? Каковы особенности подхода к воспитанию и развитию детей в «Живом пространстве»?

Мы считаем, что каждый ребенок рождается совершенно уникальным – уже с самого рождения в каждом из нас заложены свои особенности и свои таланты. И одна из самых часто встречающихся ошибок родителей заключается в попытке навязать ребенку свои собственные нереализованные желания – как, например, папа, мечтающий играть в хоккей, отдает сына в хоккейную школу, или мама, так и не научившись играть на пианино, считает музыкальную школу лучшим местом развития своей дочери. Конечно, любой родитель действует из самых лучших побуждений. Но кто нам сказал, что нам виднее? Почему мы решаем, что мальчику нужно играть в хоккей, когда, возможно, на самом деле у него талант к игре на скрипке? И почему учим ребенка, мечтавшего танцевать или рисовать, игре на пианино? А ведь в итоге мы получим не только нереализованные таланты в сфере склонностей ребенка, но еще и кучу проблем, страхов и комплексов, связанных в первую очередь с тем, что его не принимают, не хотят видеть таким, какой он есть, а стараются «подогнать» под конкретные рамки и стереотипы. Психологами уже давно доказано, что «все проблемы родом из детства», так давайте попробуем воспитывать наших детей так, чтобы из детства они получили чувство защищенности, возможность быть собой и свободно реализовывать себя во взрослом мире.

Одна из главных задач нашего центра – это не навязать, ни в коем случае не заставить, а раскрыть таланты детей, распознать и развить их потенциал в той или иной сфере (а зачастую и сразу в нескольких).

lzr10csknsu

Какие основные методики, подходы к воспитанию используются в вашем центре?

Фундамент образовательного процесса «Живого пространства» строится на учениях классиков русской педагогики: Ушинский, Сухомлинский, Толстой, Макаренко, Корчак и другие. Мы стараемся использовать самые лучшие, проверенные годами подходы к воспитанию.

rpfhio3kkp8А вот занятия и развивающие игры, позволяющие раскрыть таланты и способности детей основаны на совершенно разных методиках и подходах, и одним из приоритетных направлений мы выбрали методику японского ученого и профессора Макото Шичиды. Вот небольшая выдержка из его книги: «Словари определяют «образование» (education) как «обучение знаниям и навыкам». Однако, изначальное значение этого латинского слова – «выявление природных способностей». Родители и учителя ответственны за развитие изначально большого потенциала, с которым рождается любой ребенок, до максимального предела посредством образования. Нельзя сосредотачиваться лишь на текущих задачах в воспитании ребенка, иначе вы рискуете сконцентрироваться лишь на интеллектуальном развитии. Нужно думать об отдаленном будущем, а не только о ближайшем. Будущее мира зависит от сегодняшних детей.»

Привлекла нас данная методика не только бережным и уважительным подходом к детям, но и огромным разнообразием занятий и простором для творчества.

p7ziydmffpqСуть методики Макото Шичиды в рамках нашего центра такова, что в течение дня проводятся разные развивающие занятия и игры, согласно так называемой «сетке расписания», куда входят основные направления, в том числе: упражнения на дыхание, воображение, интуицию, тренировка глаз, флэш-карточки, игры на соответствие, логоритмика, слух, музыка, цветовосприятие, обоняние, тактильные игры, чтение книг, целостное восприятие и так далее (всего в методике порядка 20 направлений, из которых используется порядка 10 в день). Но важно отметить то, что по каждому направлению игры и задания каждый раз разные! Это совершенно новый, уникальный и творческий подход: например, сегодня упражнение на дыхание – это смастерить платье для куклы из перьев и дуть, чтобы оно развивалось на ветру, завтра – дуть в трубочку, чтобы из нее вылетел шарик, послезавтра – дуть мыльные пузыри, на следующий день – сделать дыхательную гимнастику или двигать при помощи дыхания бумажные самолеты или корабли, и так далее. И так по каждому направлению – в рамках единой методики огромный простор для творчества! Это позволяет привлечь интерес детей к развитию навыка и сделать так, что им никогда не станет скучно!

pwbomhnels4Несмотря на то, что в течение дня осваивается порядка 10 направлений, делается это все в легкой, непринужденной и естественной форме, в форме игры, участие в которой дети принимают с огромной радостью. Важный фактор – мы не заставляем детей заниматься тем или иным заданием, если ему сегодня это неинтересно (в отличие от кружков, куда, если уж мама привела ребенка, то пытается его «заинтересовать» любыми путями, опять же вызывая стресс и недовольство малыша, даже если он не хочет заниматься). И если сегодня, именно в этой форме определенный навык развивать ребенку не понравилось, то скорее всего завтра, в новой форме, ему будет это интересно! И так в течение длительного времени, при ежедневном посещении центра, малыш осваивает, пробует все навыки и проявляет свои таланты и склонности к тому или иному предмету.
9th7mak4pqsОчень важно, что и ребенок, и мама расслаблены, не нужно никуда ехать, с места на места, с одного кружка в другой – все проходит в естественной и уже родной для малыша обстановке.
В конце дня каждый родитель видит «Чек-лист» с отметками, чем именно малыши занимались именно сегодня, а 1 раз в месяц проводится общее собрание с участием психолога центра, на котором родители получают обратную связь об особенностях, талантах, новых умениях и навыках своих деток. Конечно, обратную связь можно получать при желании и чаще – хоть каждый день в конце дня от воспитателя.

А как вы выбираете сотрудников в команду «Живого пространства», есть ли особые критерии отбора специалистов? Ведь каждому родителю важно, с кем проводит день его ребенок.

Да, очень хочется отметить нашу команду, это наша гордость – ведь воспитателей и педагогов мы подбираем исключительно «по сердцу», это не значит, что профессиональные навыки не учитываются – учитываются в обязательном порядке, но решающим фактором становится искренность, позитивный настрой на жизнь и, конечно же, любовь к детям и к своей работе. Помимо воспитателей, к нам в центр приходят педагоги по дополнительным направлениям, например, скрипка, балет, детская йога и физкультура, творчество, пение и так далее (обычно к нам приходит 1-2 педагога в день).

mfxlwczmbxi

И это удивительно, как детки раскрываются, как они проявляют себя, начинают по-настоящему творить! А ведь творить можно только в состоянии радости и доверия, каждый взрослый человек может подтвердить это. Так почему мы ждем успехов и проявления таланта от деток, если заставляем их идти на то или иное занятие, секцию или кружок? Ведь чтобы талант раскрылся, ребенку очень важно чувствовать себя спокойно, расслабленно, в безопасности. Ему важно осознавать, что его принимают таким, каким он есть, и тогда он и впредь не будет бояться быть собой, и раскроется еще больше!

Правда, что у вас в центре нет деления детских групп по возрасту, как в обычном садике?

fjw5y1ojnc0Совершенно верно, еще одна из особенностей нашего центра – это разновозрастная группа: возраст детей, одновременно находящихся в пространстве – от 2-х до 7-и лет. И это дает удивительные результаты: старшие учатся брать ответственность и заботятся о младших, младшие берут пример и тянутся к старшим – как в настоящей большой семье. Кроме того, наши детки приучаются к самостоятельности и труду – убирают за собой игрушки, помогают накрыть на стол, а иногда стряпают полдник вместе с поваром. Все делается вместе, дружно, по доброе воле и с уважением друг к другу!

a5e83ngijsyКроме того, у нас есть детские программы совместных игр, когда детки приходят на занятия и творческие мастер-классы вместе с родителями, что не только помогает им лучше понять друг друга, но и создает атмосферу взаимного доверия, и по желанию вы можете посещать только такие мастер-классы, если чувствуете, что не готовы оставить малыша на весь день. Это даст вам возможность увидеть своими глазами все, что происходит в центре – ведь мы открыты для всех!

А есть ли еще какие-то специальные программы для родителей?

Это еще одна отличительная особенность нашего центра – идея создать «Клуб радостных родителей», на базе которого будут проходить (и уже проходят!) интересные семинары, лекции и занятия для мам и пап, куда можно приходить и с малышами, и без (детки в это время заняты творчеством с преподавателями). Это отличная возможность пообщаться, обменяться опытом, а также реализовать свои собственные потребности и уделить внимание своим личным интересам для родителей. А счастливые и понимающие родители – это половина успеха для того, чтобы детки росли не только здоровыми, но и спокойными, счастливыми, чтобы они могли реализовать свой уникальный потенциал.

mdhbyjlrscmВ чем секрет особой атмосферы «Живого пространства»? У вас так уютно, что не хочется уходить!

Если честно мы очень старались сделать все «с душой», как у себя дома. Все эти приятные глазу цвета, схожие с природными, лесенки, горки и домики из натурального дерева, живые птицы в клетке, музыкальное оборудование, зал для занятий спортом и танцами, уютная комната сна, игровая зона – все это сделано с любовью и для детей. И правда, многие отмечают, что выглядит наш центр как волшебный, действительно «Живой» уголок добра и радости, не зря вечером детки порой даже не хотят идти домой:)

И еще пару слов для подведения итогов нашей беседы, что бы вам хотелось сказать напоследок?

Задача нашего центра — не просто создать уют и красоту для детей, и даже не просто раскрыть их таланты, а научиться смотреть на мир глазами детей и помочь в этом родителям.  Ребенок на самом деле – очень мудрый, он знает, что ему нужно, и часто это он может научить родителей, открыть им глаза на что-то новое, интересное. И нам важно, чтобы родители могли увидеть это, понять, почувствовать своего ребенка. «Детям подвластно то, что не могут взрослые» — вот одна из фраз Макото Шичиды, с которой мы полностью согласны, так давайте создавать благоприятные условия для того, чтоб дети могли делать то, что им дано свыше, чтобы они могли свободно и радостно раскрывать свои таланты и росли гармоничными, достойными людьми на радость маме с папой и на благо человечества. Ведь «будущее мира зависит от сегодняшних детей»

На вопросы отвечали Маргарита Авдеева и Яна Ерохина, основатели детского семейного центра «Живое пространство»


mtdpsk23sju

…в воздухе витают приятные ароматы эфирных масле, а фоном играет классическая музыка, доносится детский смех и игра музыкальных инструментов… Отсюда правда не хочется уходить, в каждом уголке «Живого пространства» чувствуется душа, жизнь, здесь царит атмосфера радости и, уходя отсюда, понимаешь – что это значит на самом деле – «растить детей в любви»…